У журнала Чикагского университета «Бюллетень ученых-атомщиков», есть любопытный проект «Часы Судного дня», начатый в 1947 г. создателями первой североамериканской атомной бомбы.
Периодически на обложке журнала публикуется изображение часов, с часовой и минутной стрелками, показывающими без нескольких минут полночь. Время, оставшееся до полуночи, символизирует напряженность международной обстановки и прогресс в развитии ядерного вооружения. Сама полночь означает момент ядерного катаклизма. Решение о переводе стрелок принимает совет директоров журнала при помощи приглашенных экспертов, среди которых, в частности, 18 лауреатов Нобелевской премии.
Актуальность ядерного барометра в условиях холодной войны, когда в мире друг другу противостояли два непримиримых военных блока, очевидна. Тем удивительнее видеть, что сегодня стрелки «часов апокалипсиса» показывают лишь 90 секунд до катастрофы – это рекордные по тревожности показатели. Даже в 1962 г., в разгар Карибского кризиса, способного привести к прямому столкновению между США и СССР, эксперты оставили до полуночи семь минут.
БУМАЖНАЯ ЯДЕРНАЯ ДУБИНКА.
Мощно завирусилось высказывание кремлевского диктатора о том, что он намерен закрепить в Военной доктрине следующее положение: «Российская Федерация оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства».
Эти слова последнее время часто цитируются озабоченными военными экспертами, однако в них нет абсолютно ничего нового. Статья 27 проекта военной доктрины РФ (она еще не принята) дословно цитирует статью 17 Указа президента РФ от 2 июня 2020 г. N 355 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания».
Кто-то скажет: мол то был просто президентский указ, который в разгар пандемического психоза вообще никто не заметил, а тут документ посерьезнее – целая военная доктрина, за которую должен вскоре проголосовать Совет безопасности России. Подобные аргументы смехотворны, как и завывания об угрожающем изменении ядерной доктрины Кремля. Во-первых, никакой отдельной ядерной доктрины России не существует, описание угроз, исходящих от ядерных держав и принципы противодействия являются составной частью военной доктрины. При этом последний документ является сугубо декларативным и не содержит никаких императивов.
Собственно, и упомянутый президентский указ, положения которого теперь переносятся в военную доктрину – бумага совершенно бессмысленная. Дело в том, что вопросы применения ядерного оружия находятся исключительно в компетенции президента. Сочтет нужным бахнуть – отдаст приказ. Не сочтет – ни одна ракета не выйдет из шахты. Выходит, указ он сам себе адресовал, что ли? Утверждение военной доктрины – тоже полная прерогатива президента. Совбез ему для этого не нужен.
Поэтому ни малейших оснований для паники я не вижу. В области политики ядерного сдерживания РФ не поменялось абсолютно ничего и ничего не поменяется. Все эти неуклюжие бюрократические пляски на крышке порохового погреба нужны исключительно для создания инфоповода для того, чтобы грозно позвенеть своими ядерными мудями. Мультики про ракеты с непредсказуемой траекторией Пынька показывал – все лишь посмеялись. Теперь вот он решил напугать всех бумажкой с синей печатью. Это даже не смешно, а просто скучно.
ЯДЕРНЫЙ КЛУБ И КТО В НЕМ БЛАТНОЙ.
Есть ли какие-то общепринятые правила поведения членов ядерного клуба? Если говорить о старой ядерной пятерке (США, СССР, Китай, Великобритания и Франция), то эти страны стали учредителями ООН и постоянными членами ее Совета Безопасности. Они являются как бы легитимными членами ядерного клуба. Это положение было зафиксировано в Договоре о нераспространении ядерного оружия 1968 г. В нем провозглашается, что статус ядерной державы имеет лишь «государство, которое произвело и взорвало ядерное оружие или другое ядерное взрывное устройство до 1 января 1967 г.».
К Договору о нераспространении ЯО присоединились все страны, кроме Израиля, Индии, Пакистана, Северной Кореи и, внезапно, Южного Судана (страна образовалось путем отделения от Судана только в 2011 г. – это самое молодое признанное государство в мире). Таким образом в глазах старой ядерной пятерки новые ядерные государства обзавелись оружием массового поражения незаконно, что нарушает баланс сил в глобальном масштабе.
Лишь две страны, Советский Союз и Соединенные Штаты, заключили двусторонние договора, регулирующие их ядерный потенциал. К некоторым договорам, как например, Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, подписанному в 1963 г. в Москве, присоединились другие страны. Поэтому никаких общепринятых правил владения и использования ядерным оружием нет и не предвидится. Это остается на усмотрении самих ядерных держав. Китай и Индия провозгласили приверженность стратегии неприменения ядерного оружия первыми, хотя никакой гарантии соблюдения этого принципа не существует. Другие ядерные державы оставляют за собой право нанесения превентивного удара.
Между двумя главными ядерными державами существует довольно развитая система протоколов безопасности в сфере ЯО. Прежде всего речь о так называемой горячей линии, связывающий Москву и Вашингтон для разрешения ядерных инцидентов. Она появилась в 1963 г. после Карибского кризиса. Стороны договорились о том, что общение будет проходить путем обмена текстовыми сообщениями – так меньше риск того, что послание будет неверно услышано превратно понято или намеренно искажено. Линия связи тестируется ежедневно. Так же между странами с 1988 г. продолжает действовать договоренность об информировании друг друга об испытательных пусках баллистических ракет не менее чем за сутки.
Это более чем разумно, поскольку и Россия и США обладают системами предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Соответственно, любой пуск ракеты может быть интерпретирован, в том числе и благодаря технической ошибке (прецеденты случались), как акт агрессии с использованием оружия массового поражения, что вызовет ответный удар. Противник, получив данные о массовом пуске ракет, отреагирует симметрично. В итоге мы получим взаимное уничтожение по недоразумению.
ПОЧЕМУ ЯДЕРНАЯ ВОЙНА БЕССМЫСЛЕННА.
Однако бессмысленность ядерного конфликта очевидна лишь для разумных людей. Но в разумности кремлевского диктатора есть серьезные сомнения. Разве будет адекватный человек с гаденькой ухмылочкой рассуждать о том, как прекрасно стать мучеником в ядерном апокалипсисе и попасть в рай? Одно радует: Путин – паталогический трус, а не идейный фанатик вроде Гитлера. У него просто нет причины ставить мир на грань глобальной катастрофы. Ради чего?
Точно так же ни к чему хорошему не приведет для РФ и ядерный удар по любой из стран НАТО. Внятной цели агрессии не существует, повода нет тоже. Но, допустим, бахнули по Португалии – и что дальше? Профит в чем, даже если в Брюсселе зассут и сделают вид, что нет причин для задействования механизмов 5-статьи устава альянса?
Ядерный удар баллистической ракетой по Украине, строго говоря, не исключен, но столь же крайне маловероятен. О ракетном пуске придется предупреждать США минимум за сутки, чтоб случайно не развязать взаимоистребительную ядерную войну. Если этого не сделать, сразу, как американцы зафиксируют ракетный пуск, будет задействована горячая линия. Игнорировать сообщения, полученные по этому экстренному каналу связи, чревато ядерной эскалацией, которая так же может привести к войне.
Сможет ли Путин внятно объяснить, с какой целью он превратил в ядерное пепелище Киев или хотя бы Винницу? Нет никаких оснований предполагать, что это сойдет агрессору с рук, даже если и не приведет к вступлению в войну с РФ на стороне Украины третьих стран. С точки зрения мирового сообщество применение ядерного оружия, тем более, первым, тем более, против страны-жертвы агрессии, не обладающей ОМП, не является легитимным и приведет к максимально неприятным последствиям для агрессора. Одно дело – попасть под санкции половины стран мира, совсем другое – стать абсолютным изгоем.
Оружие массового поражения, даже если речь идет о тактическом ядерном оружии, принесет агрессору куда больше ущерба, чем выгод. Именно поэтому США не пытались применять атомную бомбу в ходе корейской войны. Когда же генерал Макартур, командующий войсками ООН в Корее, начал настаивать на необходимости атомных бомбардировок Китая, он был тут же отправлен в отставку президентом Трумэном. Во Вьетнаме янки не решились на использование ядерного оружия даже перед лицом поражения.
Великобритания, подвергшись в 1982 г. агрессии со стороны Аргентины, оккупировавшей Фолкленды, даже не обсуждала возможность нанесения по вагу ядерного удара, прекрасно осознавая, что это вызовет шквал негодования во всем мире, да и внутри Британии общественное мнение этого не примет.
Китай принципиально не рассматривает возможность применения ядерного оружия для восстановления своего контроля над Тайванем. А чем поможет ядерное оружие Израилю ( если допустить, что оно у него, действительно, есть) в противостоянии с ХАМАС и Хезболлой?
ЯДЕРНЫЙ ТЕРРОРИЗМ – СТРАШИЛКА ДЛЯ ДУРАЧКОВ.
Еще одна распространенная фобия – спекуляции вокруг так называемой «грязной бомбы» – это когда с помощью обычной взрывчатки на местности распыляется радиоактивное вещество. Это довольно глупая страшилка. Даже если устроить очень мощный взрыв, радиоактивному заражению подвергнется полгектара площади. Чернобыль не получится. Главным фактором заражения местности в ходе Чернобыльской катастрофы стал пожар в реакторе, который долго не могли потушить. В активной зоне разрушенного реактора находилось аж 190 тонн урана. Дым, содержащий радиоактивную пыль, поднимался на сотни метров ввысь и разносился ветром на тысячи километров. Для сравнения, в плутониевой бомбе всего 3-5 кг Плутония-239. Загрязнить таким количеством радиоактивного вещества можно максимум, футбольное поле.
ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ ПУТИНА ЗАРЖАВЕЛО?
Да, бояться ядерных угроз России не стоит, но совсем по другой причине. Стратегическое ядерное оружие в принципе не предназначено для войны. Оно не может быть применено в военных целях. Его задача – предотвращать войну. Потому оно так и называется – оружие сдерживания. Причем стратегия взаимного сдерживания актуальна лишь между Америкой и Россией, а так ж между Индией и Пакистаном. Более чем очевидно, что Франции и Великобритании нет смысла сдерживать друг друга, а Китай находится вне досягаемости их средств ядерного поражения, точно так же, как и китайские ракеты не долетят до Лондона и Парижа.
Ядерное сдерживание между США и Китаем носит, скорее, односторонний характер. Американцы точно способны испепелить Китай, а тот нанести ответный удар – нет из-за малого радиуса своих ракет наземного базирования. Есть мнение, что в последние годы китайцы все же создали межконтинентальную ракету, способную достичь территории США, но пока это не более, чем слухи, вполне возможно, инициируемые самим Китаем. У Китая так же есть подводные лодки, но тем требуется подойти на достаточное расстояние к американским берегам, что видится трудновыполнимой задачей.
В неудачных испытаниях МБР нет ничего удивительного. Именно новейшие образцы сложного вооружения обычно демонстрируют зашкаливающую аварийность. В РФ дело усугубляется деградацией промышленности, порой не вытягивающей производство сложных девайсов. Это прекрасно видно по статистике неудачных мирных космических пусков. Здесь мы видим то же самое: старые добрые ракеты-носители «Союз» производятся и взлетают (почти всегда), а новейшую «Ангару» не могут довести до приемлемого уровня работоспособности и запустить в серийное производство уже четвертый десяток лет.
Кстати, а почему вообще стало известно о неудачных испытаниях «Сармата»? Скрыть провал невозможно как раз потому, что Кремль вынужден информировать США об испытательном ракетном пуске. И если янки не видят стартовавшей баллистической ракеты – значит она не взлетела. А вот в деле вундервафельного «Буревестника» с ядерным двигателем и непредсказуемой траекторией гораздо больше тумана. Ведь это не баллистическая, а крылатая ракета, пусть и способная нести ядерную боевую часть. Поэтому испытания ее можно вести тайно, и в случае провала делать вид, что ничего не было.
Что качается стратегических сил ядерного сдерживания, то, как говорится, не «Сарматом» единым. Только сухопутная компонента СЯС обладает 300 носителями (межконтинентальными баллистическими ракетами) в развернутом, то есть боеготовом состоянии, несущими примерно 1200 ядерных боеголовок. Есть еще и некоторый резерв носителей. Почти половина всех боеголовок приходится на мобильные комплексы РС-24 «Ярс». Так же некоторое число «Ярсов» базируется в шахтах. Это ракетный комплекс представляет собой модификацию ракетной системы «Тополь-М». Комплекс вполне современный, принят на вооружение в 2009 г., и в его боеспособности ни у кого сомнений нет. Имеется еще воздушная и морская компоненты ядерного щита.
Лет 15 назад в Интернете бешено вирусился фейк, до сих пор популярный в среде украинских блогеров, о том, что, дескать, ядерные заряды, производство которых в СССР прекращено в 1990 г., полностью деградируют за 30-35 лет, поэтому к 2025 г. у РФ не останется ни одной боеголовки, способной штатно взорваться. Это откровенный бред, который не стоит даже комментировать. Технология поддержания ядерных зарядов в рабочем состоянии отточена до совершенства, и всей необходимой промышленной инфраструктурой для этого Россия обладает.
КАК ОТНОСИТЬСЯ К ЯДЕРНОМУ ШАНТАЖУ ПУТИНА.
Именно поэтому неуклюжий ядерный шантаж Кремля не стоит воспринимать всерьез. Это говорит не о желании и готовности разнести весь мир в труху, а всего лишь о непроходимой тупости кремлевских вождей, которые пытаются действовать в глобальной политике методами дворовой шпаны. Это называется «брать на понт», то есть блефовать, изображать психа, пытаясь напугать оппонента. Недалекие людишки не понимают элементарных вещей, а именно того, что обладание ядерным оружием говорит само за себя и не нуждается ни в каких вербальных подкреплениях.
Единственный полезный эффект ядерных запугиваний со стороны России мог быть выражен в отказе стран Запада от военной помощи Украине, например, свертывании программ поставок F-16. Как видим, этого не произошло. Более того, расширяется номенклатура вооружений, поступающих в распоряжение ВСУ от европейских и американских партнеров. Можно уверенно констатировать, что ядерный шантаж Кремля полностью провалился.
Попытки размахивания ядерной дубинкой вызывают не страх у потенциального противника (проще говоря, стран НАТО), а раздражение у крупнейшего партнера – Китая. Пекин вынужден дистанцироваться от изображающего невменяемость российского руководства, а его мирные инициативы, выраженные в предельно размытой и казуистической форме, все же дрейфуют в сторону сближения с позициями Украины и Запада.
На самом деле судорожные попытки усилить ядерную риторику объясняются одним: Кремль осознает невозможность добиться своих целей в войне конвенциональными средствами. Российская армия оказалась негодным инструментом расширения «русского мира». Боевые действия зашли в безнадежный и кровавый позиционный тупик. Война стачивает военный потенциал РФ быстрее, чем та способна его восполнять. Утопающий хватается за соломинку. Но в данном случае и соломинка-то воображаемая. Что бы ни делал великий многоходовочный геополитик – он только закапывает себя.