Бабр
Уникальная ситуация сложилась в столице Сибири. Новосибирского депутата Антона Картавина* признали иностранным агентом без какого-либо финансирования из-за рубежа и даже намека на этот факт. Это подтверждено официальным письмом от Роскомнадзора, где указано, что в результате проверки в отношении депутата не было обнаружено иностранного финансирования и он не является учредителем СМИ. Тем не менее Картавин* был официально внесен в список иноагентов.
Однако депутат подал в суд с требованием вычеркнуть его из «черного списка» Минюста. На прошлой неделе в Новосибирске состоялся судебный процесс, и это первое подобное дело в столице Сибири.
«Прошло заседание Ленинского суда по моему иску к Минюсту. Единственное доказательство иностранного влияния в деле – три публикации СМИ-иноагента о моей депутатской деятельности. Всё, больше ничего мне не предъявлено. Если о вас пишут СМИ – вы иноагент. Теперь так. Этого достаточно. Никакого финансирования страшными иностранцами давно не нужно. Считаю эту норму антиконституционной и готов оспаривать вплоть до Конституционного суда», – сразу после суда написал он в своем телеграм-канале.
Ранее, в августе 2023 года, страница в соцсети «ВКонтакте» депутата горсовета была заблокирована Роскомнадзором. Тогда Антона Картавина* впервые попытались связать с экстремистами. Ему инкриминировали «факты распространения информации, связанные с деятельностью экстремистской организации «Фонд борьбы с коррупцией»**. В свою очередь, депутат связал блокировку личной страницы с «проведением митингов против повышения тарифов ЖКХ в регионе и организацией референдума по возвращению прямых выборов мэра города». Подробности нынешнего судебного разбирательства – в эксклюзивном интервью Антона Картавина Бабру.
– Антон Викторович, почему, на ваш взгляд, иск не удовлетворили?
– Я, конечно, не считаю законной и справедливой позицию Минюста. По их мнению, если вы как-то взаимодействовали когда-либо с лицами, признанными иностранными агентами, то и сами с очень большой вероятностью будете внесены в реестр. Уже давно речь не идёт ни о какой финансовой поддержке. Достаточным поводом в моём случае стали три заметки в одном из СМИ, признанным иноагентом. Простой запрос в любом поисковике покажет, что мою деятельность освещают десятки самых разных СМИ. Я никак не отслеживаю и уж тем более не контролирую их деятельность, у меня просто нет такой возможности. Молчу уж о том, что воспрепятствование работе СМИ – это уголовная статья в Российской Федерации.
– А какая позиция у Минюста, на ваш взгляд?
– Минюст считает, что три заметки, копирующие, по сути, информацию из моего публичного телеграм-канала (в своих возражениях ведомство даже даёт две ссылки на оригинал на моём канале и на копию у СМИ-иноагента) – это достаточный критерий для признания иноагентом. В суде я указывал на то, что в таком случае иноагентом можно признать практически любого человека, который иногда в своих соцсетях обсуждает политику. Например, сделает пост о выборах Президента РФ. И если потом с этим постом взаимодействует иноагент, ставит лайк – это уже участие в продвижении, по логике Минюста. Иноагент перевёл бабушку через дорогу – бабушка стала иноагентом. Иноагент поздоровался с вами – вы тоже иноагент, на вас было оказано влияние, это достаточный критерий для признания иноагентом.
– Вы сказали, что Травников по-хорошему должен быть объявлен иноагентом. Почему?
– Потому что под эти критерии уж точно подпадает любой действующий политик. То или иное СМИ-иноагент писало о любом хоть сколько заметном человеке. Например, о губернаторе Травникове. Если закон один для всех, если все равны перед законом, то действующий губернатор Новосибирской области должен быть признан иноагентом. Он политик, о нём писали СМИ-иноагенты. Хотя я лично не считаю такую трактовку законов справедливой и честной. Если мы будем идти таким путём, то эпидемия иноагентов будет куда страшнее ковида. Заболеет каждый первый. Если закон будет применяться так, как это происходит в последнее время.
– Как вы считаете, депутат должен ходить на митинги и протестные акции или все-таки у него другая задача?
– На тему того, должен ли депутат ходить на протестные акции или нет — задача депутата быть представителем людей. Куда идут люди, где они видят свои проблемы, там должен быть и депутат. Нельзя закрывать глаза на то, что их беспокоит, и думать: ну как-нибудь потом разберёмся. Иначе зачем вообще выдвигаться в депутаты? Отдохнуть и посидеть на берегу реки ещё будет время.
– Как вы планируете действовать дальше?
– Я пока не видел решение суда, не могу комментировать его логику, решение будет изготовлено только через две недели. Но, конечно, я буду обжаловать его, скорее всего, вплоть до Конституционного Суда РФ. На мой взгляд, текущее иноагентское законодательство явно нарушает права граждан и противоречит основному закону страны.
Напомним, Антон Картавин* является выпускником Томского политехнического университета по специальности «Горный инженер-геолог». Он входит в состав постоянных комиссий горсовета по научно-производственному развитию и предпринимательству, а также в комиссию по городскому хозяйству. В 2015 году занял четвёртое место в праймериз Демократической коалиции на выборах в Законодательное собрание Новосибирской области. Был выдвинут по партийному списку партии РПР-Парнас, но получил отказ в регистрации. В 2017 году принимал участие в организации митингов против повышения тарифов ЖКХ в Новосибирске. А 13 сентября 2020 года занял первое место на выборах в совет депутатов Новосибирска на округе №25 в Ленинском районе, набрав 1869 голосов, что составило более 45%. В горсовете входит в комиссию по научно-производственному развитию и предпринимательству, а также в комиссию по городскому хозяйству.
*Внесен Минюстом РФ в список иноагентов