Дата публикации: 23.03.2024 12:36
Sowa Монокль
Если во время или после теракта никто не берёт за него ответственность, значит суть политического заявления – не демонстрация силы, крепости веры и единства соплеменников/единоверцев, и не месть, которая требует "открыть лицо" мстителя. А внушение массового страха или банальная подстава, попытка переложить ответственность на третью сторону. То есть предельная прагматика.
Если террорист идёт показывать силу – он готов умирать. Если это военная операция – он ищет способ скрыться.
1. Один из крупнейших терактов в истории России. На утро свыше 80 погибших. Из числа тех преступлений, где людей убивали непосредственно из стрелкового оружия, вспоминается только нападение на Буденновск в 1995 году, тогда погибли 129 человек.
2. По типу, скорее, диверсионный терроризм, это очень похоже на украинские налёты и 2014-ого, и 2023-его, отсюда ассоциации. Кавказские террористы, а за ними исламисты из Средней Азии обычно работали через смертников и взрывчатку. Это проще, чем найти и пронести много «стрелковки» в большом городе. Ближневосточные и африканские налёты Исламского государства – да, похоже, но совсем иная среда и легкость доступа к оружию.
3. Быстрый налёт террористов, полупрофессиональное владение оружием, в наличие огнемёт и воспламеняющаяся жидкость/шашки. Расстрел мирных, поджог здания и быстрый отход. Всё довольно оперативно с поправкой на очень медленную реакцию силовиков.
4. Крокус – это почти Москва, крупный торговый и концертно-выставочный центр, много больших зданий, огромная сквозная стоянка, много магазинов и людей, суета, сумбур. Западный выезд из города, можно не выезжать на МКАД. При этом по соседству комплекс зданий правительства Московской области и большой пост ДПС, что не испугало.
5. Террористам удалось уйти, ловили всю ночь. К утру – ни версий, ни выступления президента. К 10 утра пошла информация о том, что в Брянской области ловят таджиков на белой машине. Двигались в сторону Украины, надо полагать. С другой стороны, таджики – это про ИГ сотоварищами и священную войну, когда плюют на любые праздники и ограничения веры. Но надо ждать.
6. Большинство стран мира выразило соболезнования, включая Запад. Самыми глупым оказался контур российской «оппозиции», самыми отмороженными стали политики прибалтов, самыми безжалостными – украинцы.
7. В целом к самому теракту очень много вопросов именно с точки зрения сути психологии терроризма и реализации. Никто пока не взял ответственность. А сами террористы просто сбежали. Если информация из Брянской области достоверна, то сбежали на той же машине через пол страны с оружием (?). Но главное, что проявили рациональность в конечной фазе – решили сохранить себе жизни. Прагматика у исполнителей теракта не самый частый гость. Значит мы в большей степени говорим о военной операции: налёт, наказание, устрашение. А не проявление силы и демонстрация единства веры/соплеменников.
8. Дальше ищем, кому выгодно. Проще всего списать на Украину, но цена ошибки может быть велика. Здесь не спрячешься за фразой «Россия будет выполнять все свои задачи дальше», как после убийства Дарьи Дугиной и Владлена Татарского. Такого не поймут, а значит ситуацию необходимо будет эскалировать. Наверняка, такая задача и ставилась организаторами терактов. Нужно будет искать сбалансированное решение.