В ночь на 31 июля и без того давно опасно тлеющая военно-политическая обстановка на Ближнем Востоке еще более и мгновенно резко накалилась. По сообщениям всех ведущих агентств мира, первыми среди которых оказались арабоязычные телеканалы Al Arabiya и Al Hadath, вскоре после полуночи, «буквально в своей постели» в резиденции на юге Тегерана, прямым попаданием ракеты был убит глава политбюро ХАМАС Исмаил Хания.
Министр по делам Иерусалима и наследию Израиля Амихай Элияху уже назвал убийство Хании «правильным способом очистить мир от этой грязи».
В то же время сотрудница пресс-службы Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) Анна Уколова заявила РИА «Новости»: «Официально мы не комментируем информацию о его смерти».
The Times of Israel утверждает, что премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху попросил израильских чиновников молчать и не комментировать смерть Хании.
Впрочем, это обычная практика США и Израиля в таких случаях.
Никто не сомневается, что Иран ответит на эту атаку, и ответит крайне жестко. Как и в том, в какую сторону полетит «ответка». Неким намеком на вероятные способы такого ответа, похоже, стала появившаяся утром в среду в Сети схематическая карта Тель-Авива на фоне наложенного на нее изображения мощной персидской баллистической ракеты. Чем это в результате обернется — не хочется и гадать.
Сейчас оставим в стороне рассуждения: в ответ на что и в назидание кому именно это было проделано? Для обороны России, считаю, куда важнее в первую очередь сосредоточиться на том, как, почему и какими способами ВВС еврейского государства сумели совершенно незамеченными беспрепятственно прорваться сквозь противовоздушную оборону персов, в значительной мере выстроенную по нашему образу и подобию?
Да еще и выстроенную с использованием образцов российской боевой техники. Включая дивизионы ЗРС С-300 ПМУ-2, ЗРК «Тор-М1», комплексы 1Л222 «Автобаза», РЛС наблюдения за воздушной обстановкой «Резонанс-Н» и «Небо-СВУ». А также небольшое количество уже поставленных Россией Тегерану многоцелевых истребителей поколения «4++» типа Су-35, которые составляют красу и гордость и наших ВКС.
Мало того. Эта система ПВО укреплена примерно такими же системами собственного производства, многие технические черты которых подозрительно напоминают о конструкторских решениях советских еще ученых и конструкторов.
Прежде всего, имеется ввиду новейшая мобильная персидская система дальнего действия Bavar-373, установленную на шасси грузовика МЗКТ-791300 8×8, который производится в Беларуси. Как хвастались в Тегеране, она обладает боевыми возможностями, сравнимыми с российской С-400 «Триумф».
Как и почему эта груда густо понатыканных достаточно современных и передовых вооружений оказалась неспособной предотвратить удар небольшой группы вражеских самолетов не абы по чему на территории Ирана — по ее столице? Прежде, чем попытаться это понять, учтем еще некоторые обстоятельства.
Мало того. Эта система ПВО укреплена примерно такими же системами собственного производства, многие технические черты которых подозрительно напоминают о конструкторских решениях советских еще ученых и конструкторов.
Прежде всего, имеется ввиду новейшая мобильная персидская система дальнего действия Bavar-373, установленную на шасси грузовика МЗКТ-791300 8×8, который производится в Беларуси. Как хвастались в Тегеране, она обладает боевыми возможностями, сравнимыми с российской С-400 «Триумф».
Как и почему эта груда густо понатыканных достаточно современных и передовых вооружений оказалась неспособной предотвратить удар небольшой группы вражеских самолетов не абы по чему на территории Ирана — по ее столице? Прежде, чем попытаться это понять, учтем еще некоторые обстоятельства.
Почти никто в мире не сомневается, что в ходе тщательно подготовленной тайной операции по политическому убийству Исмаила Хании израильтяне, а в их причасности к этому Тегеран уверен, скорее всего, использовали новейшие аэробаллистические ракеты Elbit Rampage (массой в 580 килограммов каждая), расположенными во внутренних отсеках истребителей-«невидимок» пятого поколения американского производства в собственно израильской модификации типа F-35 «Адир» (с иврита — «Потрясающий» или «Могучий»). Названные боеприпасы — наиболее дальнобойные авиационные средства поражения, имеющиеся на вооружении ВВС еврейского государства.
Но максимальная дальность полета такой ракеты не превышает 200 километров. А это означает, что в ночь на среду атакующая группа F-35 до рубежа пуска уже непосредственно в небе Ирана преодолела как минимум 220 километров. Вероятнее всего — от границы этой страны с Ираком. До этого преодолев незамеченными еще и воздушное пространство Иордании.
Такой маршрут израильские летчики не раз и совершенно открыто отрабатывали на учениях именно ради того, чтобы научиться внезапно уничтожать с воздуха любые объекты на землях персов.
В любое время и по собственному выбору. В первую очередь ради этой цели они в последние годы и приобрели у США полсотни «Адиров». Дополненных в Израиле самыми продвинутыми стелс-технологиям.
Главным препятствием для массированной атаки еврейских F-35 на Иран, как считалось долгие годы, служит единственное — расстояние. Дело в том, что между крайними точками госграниц Ирана и Израиля примерно около 1,5 тысячи километров. А боевой радиус действия F-35 с использованием «эффекта невидимости» по паспортным данным не превышает до 1 390 км.
Это — если лететь исключительно по прямой. А в ходе боевой операции ради достижения внезапности обычными всегда становятся весьма извилистые маршруты со сложным высотным профилем и постоянным огибанием рельфа местности.
А это неизбежно сжирает еще больше драгоценного топлива в баках «Потрясающих». При полетах исключительно на малых высотах — до почти ничтожно малых для такого дела 700−800 километров.
Словом, как ни крути — самостоятельно «Адиры» добраться до целей на территории Ирана никак не в силах. Чтобы помочь этому горю, не раз и не два ВВС Израиля отрабатывали дозаправку в воздухе атакующих групп истребителей от огромных самолетов-танкеров американского производства типов KC-707 и самых новых KC-46A.
Однако тут возникала другая печаль для Тель-Авива: долгую дозаправку от этих огромных самолетов где-нибудь над Ираком или Средиземным морем было почти невозможно скрыть от средств технической разведки персов и их союзников. А, как известно, — предупрежден, значит — вооружен.
Каким же тогда образом противнику совершенно незаметно для персов удалось преодолеть это препятствие? Доподлинно это пока неизвестно. Известное штатовское издание Military Watch уже через несколько часов после атаки Тегерана предположило, что Израиль, не исключено, «разработал способ использования внешних топливных баков (для „Адиров“ — „СП“) перед их сбросом для восстановления профиля скрытности самолета перед приближением к иранскому воздушному пространству».
Но резонно, полагаю, допустить и другое. Что на помощь еврейским летчикам снова пришли американцы. Которые еще в 2021 году впервые продемонстрировали дозаправку в воздухе боевых самолетов с выполненного по технологии «стелс» и потому крайне малозаметного для вражеских средств радиолокационного контроля палубного беспилотника-заправщика MQ-25 Stingray.
При этом оба воздушных судна находились на расстоянии менее семи метров друг от друга.
Первые семь таких беспилотников-гигантов с размахом крыльев в 23 метра и боевой нагрузкой почти в семь тонн каждый корпорация Boeing обязалась поставить Пентагону как раз к августу 2024 года. То есть — буквально прямо в наши дни.
Не ради ли получения разрешения использовать эти самые передовые штатовские военные технологии для внезапного воздушного нападения на Тегеран на прошлой неделе и летал премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху к доживающему свой политический век коллеге из США Джо Байдену? Не исключено, что так и было.
А «дедушке» что? Он старенький и явно плохо соображает. «Дедушке», похоже, уже давно все равно, что произойдет дальше не только с Ближним Востоком, но и со всем миром.
И еще. Какие выводы из этого нападения сделает теперь Тегеран?
Уже упомянутое издание Military Watch признает, что очень вероятно: группа атаковавших Тегеран израильских истребителей, скорее всего, могла быть своевременно обнаружена на подлете имеющейся в составе системы ПВО радиолокационной станцией российского производства «Резонанс-НЕ».
Во всяком случае, полагает журнал, такие «ранее считались способными обнаруживать F-35 в режиме полной скрытности».
И продолжает: «Однако, хотя „Резонанс-НЭ“ может отслеживать малозаметные истребители, остается неясным, может ли он обмениваться данными о наведении с собственными системами ПВО Ирана? И насколько хорошо интегрирована иранская сеть ПВО, чтобы в полной мере использовать данные этого слежения?».
В любом случае, рассуждают штатовские военные эксперты, с учетом случившегося, персы, скорее всего, в ближайшей перспективе в дополнение к «Резонансу-НЕ» попытаются обзавестись несколькими китайскими «летающими радарами» типа Shaanxi KJ-500, способными на больших дистанциях отслеживать до 100 целей одновременно. В самой КНР такие на базе четырехмоторного турбовинтового транспортного самолета Shaanxi Y-9 начали разворачивать с 2015 года.
Увы, Россия в этом деле персам не помощник. Нам самим сегодня в битве за Украину отчаянно не хватает собственных самолетов дальнего радиолокационного наблюдения и управления типа А-50 и А-50У. Которых после понесенных боевых потерь на российско-украинском фронте осталось в строю не более девяти. О перспективном и куда более совершенном А-100 «Премьер» и рассуждать нечего. Поскольку он, судя по всему,
в недостроенном состоянии едва ли не навечно застрял на авиазаводе в Таганроге.
Однако как бы там ни было, после успешного внезапного авиаудара по Тегерану самые срочные выводы военно-технического характера предстоит сделать и России.
А в это время
В Иране объявили трехдневный общенациональный траур в связи с гибелью Хании. А Верховный лидер Ирана аятолла Хаменеи в среду заявил: «Преступный и террористический сионистский режим убил нашего дорогого гостя в нашем доме и погрузил нас в горе. Но также создал условия для сурового наказания для себя».
В столице персов на мечети Джамкаран в среду был поднят красный «флаг мести». Что означает решительный призыв к возмездию смертельному врагу.
А министр обороны Израиля Йоав Галант тем временем заявил, что Израиль «не хочет войны», но «готовится к любому возможному развитию событий».