Юрий Баранчик
Вот интересно – по какой причине боги (творцы людей или «сошедшие с небес», как во многих языках расшифровывается слово бог) создали людей несовершенными?
Это произошло специально, типа, нельзя создавать совершенное творение, чтобы оно вдруг не перехватило Власть и Знания? По аналогии с тем, как человечество пытается создать искусственный интеллект, который рано или поздно осознает себя новым биологическим видом и уничтожит человеческую цивилизацию как несовершенную и потому несущую опасность Космосу? Этой идее посвящена масса фантастических фильмов, «Терминатор», «Матрица» – наиболее известные из этой серии. Или же по причине того, что «боги» создавали людей из того, что было – «из земли, глины и палок» по причине отсутствия исходных и аутентичных компонентов, как на материнской планете?
Почему важен ответ на этот вопрос. Никто же не будет спорить с тем, что человек несовершенен. И какие бы творения и шедевры техники, гуманитарного познания или искусства он не создавал, все это является творением «нашей» «мысли», чувств, эмоций. Но все эти творения никоим образом не меняют нашу греховную природу, физику, в том весьма специфическом дискурсе (или как говорил Людвиг Витгенштейн «языковой игре»), которым оперирует христианская традиция.
Ну, вот например, почему в одной семье дети получают одно и то же образование, внимание, а вырастают с разными характерами, уровнем интеллекта, способностями, дарованиями, разным уровнем доброты и сострадания, злости и жестокости, и т.д.? Если бы все зависело от воспитания, культуры, то вопросов бы не было – росли бы как под копирку. Если же такого не происходит, значит, есть изначальные задатки (генетика, время и место рождения, расположение звезд и т.д.), на которые ни культура, ни воспитание повлиять не могут? То есть эти черты характера изначально закладываются в яйцеклетку человека и формируют его? Тогда как он может с ними справиться, если они и есть он?
И каждый вариант ответа на данный вопрос – почему боги создали людей несовершенными, влечет за собой, на самом деле, фундаментальные для человеческой цивилизации последствия. Если мы считаем, что а) людей создали несовершенными целенаправленно, то тогда с «Богами» все понятно – мы рабсила, гребцы на галерах, биомусор, Терминаторы с заранее ограниченным функционалом для выполнения каких-то задач или для проведения каких-то экспериментов («Восхождение Юпитера» в помощь). Кто-то считает, что для добычи золота на Земле, кто-то – для того, чтобы мыслями и эмоциями подпитывать их внетелесное вечное существование и т.д. Версий много.
Например, еще одна – время у этих ребят течет намного медленнее нашего и сроки жизни не по 50-70 лет, а по 1000 лет или 10 000 лет. Но так как они ребята грамотные – приняли решение друг с другом не воевать до ядерного Армагеддона (после очередного?), то решили создать экспериментальную площадку, на которой обкатывать те или иные решения в перспективе 2-3 тысяч лет. Посмотрели, что происходит в том или ином сценарии, зафиксировали результаты, после чего устраивают зачистку в виде потопа, прилета метеорита, коронавируса, ядерной войны, и через терраформирование начинают все заново. Подопытных кроликов не жалко.
Но суть во всех этих сценариях одна – нас и не собирались делать равными. А при возникновении больших проблем – вдруг начинаем что-то прозревать и выпадаем из религиозного дискурса (любого) как Нео из Матрицы – просто зачищают с помощью какого-нибудь нового светопреставления и делов-то. И что нам в этом случае будет говорить религия? Молиться?
Христианство думает, что нашло вариант ответа на этот вопрос – бог создал нас равными себе, даже в Рай поселил, а вот уже грехопадение совершили мы сами – по своей собственной воле. Хорошо. Но вот вопросик возникает: может ли совершенное творение совершить грехопадение? Вот может ли бог согрешить? Нет. Если вдаваться в совершенно немыслимые для современного человека дали и глуби теоретического средневекового богословия (вот где школа рассуждений была), которое нам известно под тегом Схоластика, то первое, о чем надо помнить, это о том, что описания и рассуждения об этой проблеме возможно только в двух поддискурсах, как сказали бы сегодня, – в виде апофатического или катафатического богословия.
Катафатику трогать не будем, т.к. читателей на канале вообще не останется, а вот в апофатическом дискурсе получается очень интересное противоречие или нерешаемый в рамках христианской традиции парадокс – совершенное творение не может совершить грехопадение, так как оно не только знает, что такое грех и никогда на него не пойдет, но не может его совершить априори, потому что такова его трансцендентальная природа. Говоря по простому, Змей бы не смог уговорить совершенное творение откусить яблоко познания, потому что совершенное творение сразу бы разнесло ему голову вежливо, но твердо отказало искусителю, потому что понятие греха и невозможность грехопадения у него заложено на подкорке принятия любых решений, или как сейчас бы сказали, оно встроено в базовую операционную программу.
Поэтому вопрос остается – как мог совершенный Творец создать несовершенное творение, которое оказалось способно совершить грехопадение? Потому что совершить грехопадение может только тот, чья природа греховна изначально, то есть имеет для человека трансцендентально имманентный и априорный характер. Бог не мог этого сделать случайно, так как совершенный бог выше случайности. Поэтому если он сделал так, то сделал это специально. Феноменология процесса здесь видна отчетливо и ясно. Тогда возникает вопрос – зачем? Держать под контролем и воспитывать? И если это произошло специально, то почему
Вот нам церковь и говорит – ты греховен с рождения, загоняя нас изначально в положение оправдывающегося и виновного. А если ты изначально, еще до суда преступник греховен-виновен, то это идеальная позиция для управления. Это тебе надо доказывать, что ты способен очиститься в условиях, когда дискурсом очищения ты не владеешь, и тебе всегда смогут предъявить новые требования. А если это управление-подчинение, то это дискурс власти (см., например, труды Делеза или Фромма), тут нет ни любви, ни дискурса любви.
Я не к тому, что не надо верить и можно не соблюдать 10 заповедей, как и прочие морально-нравственные нормы. И не к тому, что мы не греховны и Богочеловеки, идею чего критиковал Достоевский, после чего эту мысль у него позаимствовал Ницше в идее Сверхчеловека. А к тому, что хотя мы и несовершенны, нравственные нормы соблюдать надо, чтобы не стать животными (ЛГБТ, трансгендерами и т.д.). Мы – люди, несовершенные люди, но это высокое знамя надо нести с честью – нас все-таки создали для чего-то, а не просто для того, чтобы мы ели-пили. И мы это доверие хоть как-то оправдываем – культуру и цивилизацию, пусть и очень слабую и несовершенную, на грани выживания, но создали.
Так вот. Просто 10 заповедей для изначально греховного или несовершенного существа это все равно, что белая овечка для тигра – сметет и не подавится. Что, собственно говоря, на Земле и происходит. И если нас создали несовершенными целенаправленно, то логика развития нашей цивилизации задана просто железно, и ничто нас с нее не свернет. Либо мы сами себя уничтожим по скудоумию, либо по злой воле «масонов» (Темных сил, глубинного государства) или просто сумасшедшего, получившего доступ к власти (ЯО) или знаниям (вирус), либо нас по завершении эксперимента зачистят сами «боги».
Если же мы считаем, что б) людей создали несовершенными не по злой воле «Богов», а из-за недостатка (нехватки) знаний, оборудования, протогеля Создания или исходных субстанций (например, прилетели наши Праотцы для заселения Земли новой человекоподобной расой со всем многообразием растительного и животного мира, а из трехсот пятидесяти семи исходных субстанций для Создания Человека, одна колбочка разбилась, а вторая под влиянием космической радиации испортилась, а связь с материнской планетой по каким-то причинам была утрачена, в результате чего получилась некондиция, второй сорт, как ни крути), то тогда возникают настоящие вопросы о том, кто мы, откуда, сколько цивилизаций было на Земле до нас, и куда идем, если еще способны дойти.
Что хотелось бы сказать в этом плане, перескакивая сразу несколько уровней логического рассуждения. Самый сложный вопрос – как совместить следующие две картины мира, которые наслаиваются друг на друга как волна и частицы: как совместить то, что, с одной стороны, по телесной природе (физика) мы смертные биороботы, но, с другой стороны, имеем вечную Душу (метафизичны, вне времени и пространства, то есть вечны)? На этом пока остановимся