Дата публикации: 03.05.2024 08:50
Монокль
Председатель КНР Си Цзиньпин с 5 по 10 мая совершит визиты во Францию, Венгрию и Сербию. Список стран, которые намерен посетить китайский лидер, не случаен. Сербия считается одной из наиболее «пророссийских» стран Европы. Венгрия часто конфликтует с Брюсселем по широкому спектру вопросов – от проблемы нелегальной миграции до объемов поддержки Украины и введения антироссийских санкций. А Франция уже давно заявляет о необходимости проведения ЕС самостоятельной внешней политики, независимой от интересов США. В частности, год назад президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что в случае, если напряженность между США и Китаем обострится из-за Тайваня, то «у нас не будет ни времени, ни ресурсов для финансирования нашей стратегической автономии, и мы станем вассалами».
В Пекине оценили такой подход Парижа к тайваньской проблеме и устроили французскому лидеру небывало пышный прием в ходе его визита в Китай в апреле прошлого года. Эти знаки внимания резко контрастировали с холодным приемом, оказанным председателю Европейской комиссии Урсуле фон де Ляйен, прибывшей в Пекин одновременно с Макроном. Фон де Ляйен является сторонником сближения Евросоюза с США и жесткой политики ЕС по отношению к Китаю – она не раз намекала на возможность введения европейских санкций против китайской продукции.
Очевидно, что Си Цзиньпин намерен укрепить свои отношения с лидерами Франции и Венгрии, нейтрализовав таким образом угрозу введения общеевропейских ограничений на китайскую продукцию.
А визит Си Цзиньпина в Сербию пройдет на фоне 25-летия удара США по китайскому посольству в Белграде, который американские военные вроде как по ошибке нанесли во время войны против Югославии.
Кроме того, визит китайского лидера будет проходить на фоне резкого ухудшения американо-китайских отношений. Месяц назад министр финансов США Джанет Йеллен перед своим визитом в Пекин заявила, что «мы поднимали вопрос избыточных мощностей во время предыдущих дискуссий с Китаем, и я планирую сделать это ключевым вопросом во время моей следующей поездки в Китай».
«Сейчас мы видим наращивание избыточных мощностей в новых отраслях, таких как солнечная энергетика, электромобили и литий-ионные аккумуляторы», – уточнила Йеллен, добавив, что это вредит американским фирмам. Однако китайские власти не считают свои производственные мощности избыточными, напротив, они рассчитывают на дальнейший рост китайской экономики и, как следствие, на увеличение производственных мощностей. Что касается упреков американского чиновника в субсидировании этих отраслей, они не состоятельны хотя бы потому, что США тоже субсидируют данные производства.
А недавний визит государственный секретарь США Энтони Блинкена в Пекин, в ходе которого состоялись его переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином и министром иностранных дел Китая Ван И, показал, что требования Вашингтона к китайским властям увеличиваются с каждым днем.
Блинкен публично потребовал от Пекина прекратить поставки в Россию станков, микроэлектроники, нитроцеллюлозы и тому подобной продукции «двойного назначения», заявив, что в противном случае США введут санкции против Китая «из-за ситуации на Украине». Китайские власти вряд ли примут ультиматумы Йеллен и Блинкена – во-первых, они поставят крест на планах по росту китайской экономике, а во-вторых, за выполнением этих ультиматумов неизбежно последуют другие, более жесткие требования.
Таким образом, визит Си Циньпина в Европу посвящён намерению заручиться поддержкой части ЕС в случае начала американо-китайской торговой войны.