Делаем шоу: вам понадобится танкер, жижа и индиец. Или волатильность закупок российский нефти индийскими НПЗ вообще не стоит объяснять санкционной логикой и мониторингом сделок Штатами 22.04.2024 16:36
Евгений Огородников, «Монокль»
"А ведь еще пару лет назад основные объемы российской нефти скупали несколько нефтетрейдеров — Gunvor, Trafigura, Vitol и Glencore. Эти компании с непрозрачной выручкой, структурой затрат, бенефициарами, забирали российскую нефть в портах. Дальнейшее ее движение к потребителям, условия оплаты, цены — все это было тайной за семью печатями даже для российских нефтяников. Сами компании-торговцы тщательно скрывали любую информацию, ссылаясь на коммерческую тайну. Чтобы знать, что происходит в черном ящике нефтетрейдинга, даже было созданы специальные агентства – например, Plats и Argus, цель которых можно свести к одному: узнать, как движется мировое сырье и сколько оно стоит. Нефтетрейдеры им скармливали ту информацию и в том объеме, которой было достаточно для последующей передачи, в том числе российским нефтяникам и Минфину РФ.
При этом самое главное — сенсацию правильно подать. Например, то, что в США с начала года произошли нештатные ситуации на четырех НПЗ, — это не сенсация, это обыденность жизни. А вот то, что выручка российских нефтяников от продажи нефти в феврале упала на 0,95% по сравнению с январем, ― это сенсация! Эту новость вы можете найти на сайте Bloomberg. При этом агентство совершенно не смущает, что в феврале было лишь 29 дней, а в январе — 31 (разница в 7%). Основное падение, связано, конечно с Индией, которая импортировала на 420 тыс. баррелей в сутки меньше, чем в прошлом месяце.
«США и их союзники ужесточили мониторинг соблюдения глобальных энергетических санкций против Кремля». Но какая разница для индийских НПЗ, покупают они один миллион баррелей русской нефти в сутки или полтора миллиона? Они все равно потенциально подпадают на вторичные санкции США. Поэтому волатильность закупок российский нефти индийскими НПЗ вообще не стоит объяснять санкционной логикой и мониторингом сделок Штатами. В российско-индийской торговле сырьем отношения прагматичные: Россия сбрасывает на этот рынок объемы, которые не влезли на остальные рынки; индийцы, в свою очередь, пытаются купить их по как можно более низкой цене. И даже не скрывают этого.
За последние недели ситуация на рынке нефти сильно изменилась. Стратегия, выбранная ОПЕК+, дала свои ощутимые результаты: дисконты на российскую нефть (с учетом стоимости доставки) снизились до нуля. Такие данные приводил в начале 2024 года американский инвестбанк GS. На этом фоне ценность российской нефти для индийцев резко снизилась: она уже не так дешева, как раньше. Да и отечественным нефтяникам тащить нефть через полмира дороговато. А индийским НПЗ излишки нефтепереработки необходимо куда-то экспортировать. Когда проходка по Красному морю была свободной, вопросов со сбытом не возникало. Сейчас же доставить ГСМ из Индии в Европу — удовольствие недешевое. На рынке Азиатско-Тихоокеанского региона приходится конкурировать с Китаем и его гигантскими новейшими НПЗ — без скидок на нефть делать это тяжело.
Чтобы вернуть дисконты, партнеры придумывают различные поводы: например, не покупают нефть марки Sokol — далеко не флагманский сорт — или не принимают танкеры «Совкомфлота», но при этом нормально относятся к «серому» флоту. Поэтому все новости от Bloomberg и Reuters касательно русской нефти стоит воспринимать как show must go on, а все «недружественные» действия дружественной Индии ― как попытки надавить на наших нефтяников с целью вернуть дисконты и поторговаться.
Поэтому когда все большие объемы российской нефти (за покупку которой США и ЕС вторичными санкциями пока никого не наказали) идут на альтернативные рынки сбыта, — это на самом деле хорошая новость. Это значит, что цены российского экспорта нормализуются.
Россия уже прошла этап зависимости от одного покупателя: одномоментный отказ от рынков Европы очень дорого обошелся российским нефтедобытчикам. Снижение роли рынка Индии ― следующий этап. Придет время ― снизится и значение Китая".