Как российские компании ищут замену незаменимому оборудованию 15.03.2024 18:07
П.Смертина, А. Абдуллина, Н.Скорлыгина, Т. Дятел, Д. Козлов
Коммерсантъ
Российская экономика так стойко пережила воздействие санкций, что возникает впечатление: проблемы в основном преодолены. Но есть большая «слепая зона», связанная с оборудованием длительного цикла изготовления, которому российский бизнес не нашел аналогов в дружественных странах — их там просто нет. У компаний осталось не больше нескольких лет, чтобы найти долгосрочное решение, иначе придется сокращать масштабы бизнеса или возвращаться к более старым технологиям.
В 2023 году российские компании нашли множество способов преодоления санкций, однако не всегда смогли найти замену критическому оборудованию. Как правило, речь идет о крупных и сложных многотонных машинах с закрытым программным обеспечением, которые выпускают один-два производителя в мире,— в отличие от других санкционных товаров, например электроники, их почти невозможно незаметно ввезти в страну. И хотя до сих пор российские инженеры умудряются в целом очень хорошо обслуживать существующую западную технику, рано или поздно она начнет ломаться.
Перечень такого оборудования довольно широк: это, в частности, энергетические установки, установки глубокого бурения, кузнечно-прессовое оборудование — например, радиально-ковочные машины, станки глубокого сверления и т. п.
Ситуация осложняется тем, что часть оборудования и установок, оснащенных сложной электроникой, защищены от вмешательства (чипированы): пользователь, не имеющий ключа, не может менять настройки, а попытка взлома часто приводит к недоступности функций
Не светит и не греет
Наиболее очевидный пример проблемы с исчерпанием ресурса — энергетические газовые турбины западного производства, которых в России более 200 штук. Мощность ТЭС на таких машинах — около 25 ГВт, на таких станциях вырабатывается более 20% электроэнергии в европейской части РФ и на Урале. Пока серьезных проблем с работой ТЭС на иностранных турбинах не возникало, но энергетики постоянно предупреждают о рисках.
Регуляторы пока принимают превентивные меры: с 2022 года генкомпаниям разрешили выводить электростанции в холодный резерв, сохраняя при этом практически полную оплату мощности. Механизм используется редко: в резерв выводится по 400–500 МВт в месяц. В «Системном операторе» (СО, диспетчер энергосистемы) утверждают, что за 2022–2023 годы 97% газовых турбин в РФ прошли разные виды техобслуживания, включая капремонты. Однако проблемы, очевидно, будут нарастать.
Наиболее остро стоит вопрос с обслуживанием небольших американских турбин серии LM, ремонт которых можно произвести только на заводе в США.
Большая их часть стоит на ТЭС «РусГидро» на Дальнем Востоке: госхолдинг ожидает проблем с их обслуживанием на Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 к концу 2024 года, а к весне 2025 года хочет закрыть три газотурбинные установки на Восточной ТЭЦ во Владивостоке. «Интер РАО» хочет закрыть энергоблоки Джубгинской ТЭС на экспериментальных турбинах LMS100PB производства GE и Сочинской ТЭС на SGT-700 производства Siemens.
Трудности с эксплуатацией иностранных турбин могут отразиться на тепло- и электроснабжении Москвы и Подмосковья.
В энергосистеме Московского региона работают более 1,7 ГВт газовых турбин типа FA, «обслуживание которых затруднено». Речь в том числе и о машинах Siemens: лопатки для таких машин больше невозможно купить за рубежом, а постоянно восстанавливать старые невозможно. Если энергетики закроют все московские и подмосковные ТЭС на иностранных турбинах, то в регионе возникнет непокрываемый дефицит энергии на 1,5 ГВт.
Не бурение, а мучение
Ситуация с буровым оборудованием пока не критическая, поскольку за год с момента введения санкций российские компании наладили закупку запчастей в СНГ и Китае. Но цена на них выше рынка как минимум в 2,5 раза, а сроки поставок кратно возросли, говорят источники «Ъ». «Нефтегазовые компании создают большие запасы запчастей, но пока крайне неохотно покупают аналоги, в особенности китайского происхождения, из-за их невысокого качества»,— поясняет один из участников рынка.
С закупками нового оборудования ситуация гораздо сложнее, хотя уже существуют единичные прецеденты поставок новых небольших газовых турбин для месторождений. «На дистанции пяти-восьми лет на многих месторождениях потребуется полноценная замена агрегатов»,— уточняет еще один собеседник в отрасли.
По словам источников «Ъ», нефтяникам будет очень трудно заместить оборудование для сложного наклонно-направленного бурения, создания горизонтальных и многоствольных скважин. Прежде роторно-управляемые системы поставляли зарубежные вендоры, которые вследствие санкций ушли с рынка.
По мнению собеседников «Ъ», острая нехватка такого оборудования может возникнуть в течение нескольких лет, и это касается большой части «сложного железа».
Нехватка передовых западных технологий угрожает снижением числа сложных скважин и коэффициента извлечения нефти.
Земля в иллюминаторе
После введения тотальных санкций против российской авиации многие собеседники «Ъ» ожидали, что самолеты начнут массово оставаться на земле уже через год — в первую очередь из-за невозможности проводить в РФ капремонты двигателей. В конце 2023 года можно констатировать, что дефицит запчастей для двигателей есть, но дефицита флота пока нет.
Проблемы сохраняются, но часть решается за счет покупки на вторичном рынке.
Это уже привело к всплеску цен на поддержанные и новые моторы в мире, что отчасти подсвечивает масштабы серого импорта. Перевозчики также начали искать возможности для ремонта авиатехники за рубежом. В публичное поле попали, например, попытки отправок в Иран самолетов «ЮВТ-Аэро» (Казань), «Аэрофлота» и его дочерней «России».
Сейчас на рынке есть понимание, что наиболее проблемными в обслуживании будут новейшие американские двигатели P&W, которые установлены на Airbus A320/А321neo (таких самолетов в России 39) и моторы немногочисленных в РФ дальнемагистральных Boeing 777 и Аirbus A350.
Неверие ряда экспертов в возможность освоения ремонта в РФ объясняется крайней сложностью реверсивного инжиниринга, восстановления чертежной и другой документации, вкупе с необходимостью определения состава металла лопаток и его воссоздания. Из-за этого еще в начале весны, например, «ИрАэро» опасалась риска приостановки полетов SSJ 100 с двигателями Sam-146. Их выпускал PowerJet — СП французской Safran Aircraft Engines и «ОДК-Сатурн» (входит Объединенную двигателестроительную корпорацию «Ростеха»).
В ОДК поясняют, что после выхода зарубежных партнеров начали «разработку всех необходимых процедур и запчастей», в этом году налажены поставки свечей зажигания и фильтров российского производства. На вопрос о том, когда может быть освоен их капремонт, в ОДК без конкретики пообещали ответить в следующем году «очередной порцией хороших новостей».
По оценкам наиболее скептически настроенных собеседников «Ъ», уже в 2024 году капремонт может остро потребоваться наиболее активным эксплуатантам SSJ 100: Red Wings, «Азимуту» и «ИрАэро».
Требует решения и проблема с вертолетными двигателями: в Utair весной спрогнозировали приземление до трети вертолетного парка, если проблемы с поставкой агрегатов и комплектующих сохранятся. Информации о приостановке пока не было, но это, как отмечают источники «Ъ», «не говорит об окончательном решении проблемы».
Так оно и поплывет
Проблема поставки энергетических установок возникла и в судостроении. На момент введения санкций на отечественных верфях были заказаны десятки рыбопромысловых и краболовных судов в рамках первого этапа программы инвестиционных квот. Часть успели сдать, для некоторых до кризиса были поставлены комплекты оборудования, но значительное число спроектированных судов оборудованием не обеспечено.
Основная проблема возникла с поставками дизелей большой мощности.
Значительное время ушло на поиск в Китае производителей движков на 6–8 МВт, который мог бы обеспечить имеющиеся проекты, однако мощность заводов оказалась недостаточной для всех российских судов. Да и комплектующие таких дизелей изготавливались в Германии, а поскольку они сертифицируются с указанием номера судна, даже дружественный изготовитель не смог бы оправдаться тем, что не знал, куда пойдет его продукция. Без контракта на закупку главного двигателя и всей пропульсивной группы начать перепроектирование невозможно. В итоге работа над рыбопромысловыми судами, для которых до введения санкций не купили оборудование, заморожена. Регуляторы признают проблему, в частности, снижая требования по баллам локализации
Мы едем, едем, едем
На железных дорогах проблема с двигателями касается дизельных установок для магистральных грузовых тепловозов, которые могут водить на БАМе составы массой 7,1 тыс. тонн. Проблемы возникли еще в 2019 году, когда американская GE, чьи двигатели Gevo ставились на трехсекционные локомотивы 3ТЭ25К2М, перестала поставлять их в нужном объеме
В августе 2022 года «Трансмашхолдинг» представил как аналог новый тепловоз 3ТЭ28, где американская установка заменена выпущенным на Коломенском заводе двигателем 18-9ДГМ. В ноябре 3ТЭ28 получил сертификат соответствия. Вместе с тем, говорит источник «Ъ» на рынке, существующие 3ТЭ25К2М простаивают из-за невозможности сервиса.
В ОАО РЖД говорят, что сейчас в состав оборудования новых моделей подвижного состава внедряются полностью локализованные основные узлы: «По итогам анализа конструкторской документации было выявлено более 17 тыс. наименований импортосодержащей продукции, относящейся к более чем десяти группам оборудования, из которых уже подобрано 11,8 тыс. (69%) аналогов». Основную проблему, уточняют в ОАО РЖД, представляют компоненты, локализация которых не была завершена либо не планировалась из-за экономической нецелесообразности. В частности, сохраняются сложности в импортозамещении микроэлектроники, уникального дизельного и гидрооборудования.
Назад в будущее
Существуют три пути, которыми российские компании могли бы решить проблему «незаменимого оборудования».
Первый вариант — переход на устаревшую, но доступную технологию. Например, в электроэнергетике вместо газовых ТЭС можно ставить цикл на паровых турбинах (но российские машиностроительные заводы уже загружены и вряд ли смогут удовлетворить растущий спрос). В добыче нефти и газа можно отказаться от бурения сложных скважин и вернуться на 30 лет назад, пользуясь только отечественным и китайским оборудованием.
Исходно собеседники «Ъ» ожидали, что санкции именно к этому и приведут, однако пока участники рынка, и прежде всего те, кто работает в конкурентных отраслях, противятся такому подходу. Во-первых, эффективность резко снизится, а во-вторых, зачастую процессы и сотрудников придется заново «переобучать».
Второй вариант, который сейчас пользуется наибольшей популярностью у российских компаний,— создание аналогов на основе реверсивного инжиниринга. Именно так, признают в ОАО РЖД, разрабатывается конструкторская документация на часть локализуемых компонентов подвижного состава.
Глава совета директоров S7 Group Евгений Елин в ноябре призвал решить этим способом проблему капремонта западных авиадвигателей. По его мнению, авиапромышленность «гарантированно всегда будет отставать» от международных конкурентов из-за физической невозможности в короткие сроки «наработать тот объем доказательной базы, чтобы догнать современные западные двигатели».
Проблема в том, что успех реверсивного инжиниринга вовсе не гарантирован, особенно в случае такого сложного оборудования, как авиадвигатель. Но, признают источники «Ъ» на рынке, у частных авиакомпаний другого выхода просто нет — масштабно получать самолеты с отечественными двигателями они смогут в лучшем случае за горизонтом 2030 года.
Третий вариант связан с неочевидными стратегическими решениями. Так, в энергетике окно возможностей есть у «Росатома», у которого локализована вся технологическая цепочка. У проектов больших АЭС есть явные недостатки — высокий CAPEX и длительный период строительства, однако в теории остроту этих проблем можно снизить за счет малых блоков, решения по которым прорабатываются. Газовые турбины в ряде случаев можно заменить электроприводами — такое технологическое решение выбрал после введения санкций НОВАТЭК для будущих СПГ-проектов. Неочевидные решения рискованны, однако дают шанс на реальное, а не только догоняющее развитие.
Георгий Закревский – это новый Пригожин, новый который уже по счету Гапон или что-то иное?
Самый красивый самурай ушел к самым красивым звездам...
Ne cherche pas de femme! Или джентельмены выбирают джентельменов...
Неоклассическое решение для Китая
Минное поле США
Магический кристалл. Если Йеллоустоун проснется...Или когда у американцев сдохнет корова.
Белоусов - как новый русский Савонарола -это странный микст «ручного Навального» с Пригожиным
Эдем… Или бег по кругу
Элита, контрэлита, антиэлита современной России
Русский особый путь… к фашизму
Алгоритмы Путина – не бином Ньютона. В самой общей форме, ему очень хочется пройти между струй.
Белоусов и попытка ревизии Путинизма на фоне СВО и саркомы государственной ткани
Мир в полнолуние...?
Если вы купили ненужную вам козу ...
Игорь Сечин как призрак бродит... Или вопросы деприватизации по Сечину.
Хоть чучелом, хоть тушкой... Или не более двух сроков подряд...
Ослольвы как новые украинские Наполеоны.Или когда лев уехал на сафари
Оппенгеймер: отравленное яблоко, ядерная бомба и НКВД
Тимур и его команда. Увидит ли Шойгу небо в клеточку?
РУССКОЕ БАРСТВО – МОРАЛЬНЫЙ СИФИЛИС XXI ВЕКА.Или кто и как захватил Россию!
"Спаситель мира" в 1958 г., когда его продали на аукционе Sotheby’s стоил смешные £45
Microsoft представила VASA-1, которая быстро превращает обычные изображения в видео с говорящими лиц
Украина для Европы становится чемоданом без ручки. Или евреи Израиля показали свое истинное звериное
Звездные войны: может ли ракета-носитель «Ангара» стать конкурентом Falcon 9
Новая реальность коммуникаций. Фиджитал рядом с нами
Стратег Диванного Легиона. Или возможно другая концепция ведения СВО
Золотое ралли с обычными откатами.Физические лица стали раскупать через банки золото, и у нас практи
Ждем доллар по 130? А этот вопрос решается просто тремя телефонными звонками из ЦБ.
Стоит ли русским бояться таджиков?
Большой куш. Или макароны вне закона. Или Михаил Юревич в роли Шуры Балаганова.
Теракт в Крокус Сити Холле – кто заказчик? Или Теракт в Крокус Сити Холле – это еще цветочки!
Крокус. Грандиозный скандал который пытаются замять!
Увидеть Тимбукту и умереть. Или Диснейленд для больших мальчиков.
Алан Уотс "Книга о табу на знание о том, кто ты есть"
«Чем больше охраны тем более причудливыми должны быть ваши методы побега». Или побег как стиль жизни
"Спаситель мира" в 1958 году, когда его продали на аукционе Sotheby’s стоил смешные £45.
Фотоннный отражатель
Во всем мире политическая сатира - это инструмент общества, который нивелирует ошибки политических персоналий и их деструктивных действий. И кстати хорошо оплачивается! Но, не у нас!
Альтернативная история мира
ТОЧКА ВХОДА…Или ЭПОХА СУРКА…Или Кто Мы? Зачем Мы? Откуда Мы?
Проект - поющий волк
Мы просто балуемся)
Мир в полнолуние...?
Парjход с которого нет возможности сойти.
Познай себя
"Книга о табу на знание о том, кто ты есть"
Люди и события
Побег как стиль жизни
Новости экономки
WSJ узнала о планах Samsung вложить в производство чипов в Техасе $44 млрд.
Новости экономки
Создание своих танкерного и контейнерного флотов потребует двух триллионов рублей
Мир сошел с ума
Такси за четыре таблетки до продцедурной комнаты ...
Этот сайт использует cookie-файлы и другие технологии для улучшения его работы. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.