Законопроект пока не опубликован. Заинтересованные стороны получили его только что и пока изучают, сказал один из собеседников агентства.
О том, что выплатить сбор в 2023 году, не дожидаясь юридического вступления поправок в силу, будет выгоднее, ранее уже говорил глава Минфина Антон Силуанов, не уточняя, как этот механизм будет оформлен.
Несколько источников "Интерфакса" сообщили, что при досрочной выплате ставка налога составит 5% от суммы превышения прибыли за 2021-2022 гг. над аналогичным показателем за 2018-2019 гг., а при осуществлении платежа в 2024 году придется отдать вдвое больше - 10%. Формально эти 10% и будут ставкой налога, а "скидка" прописывается как налоговый вычет в размере суммы безвозмездно перечисленных в федеральный бюджет с 1 октября по 30 ноября 2023 г. средств, умноженная на два, объясняет механизм стимула к раннему платежу один из источников.
Замминистра финансов Алексей Сазанов не стал комментировать эти предложения, сославшись на то, что официальной позиции правительства по этому вопросу еще нет. "Официально законопроект нигде не публиковался, я не комментирую то, что официально не публиковалось. (...) Решение за правительством. Когда правительство со своей позицией определится, я смогу (прокомментировать - ИФ). Сейчас в процессе обсуждения", - сказал он журналистам 17 апреля.
Минфин ранее оценивал потенциальные поступления от windfall tax в суммуоколо 300 млрд.рублей , и деньги, по словам Силуанова, ждет именно в этом году, то есть рассчитывает, что "ранним платежом" воспользуются все основные налогоплательщики.
Как и предполагалось, в законопроекте о разовом сборе сделаныисключения для нефтяных, угольных компаний, производителей СПГ, сказал один из источников агентства.
Комментарии к законопроекту от компаний чиновники ждут к середине недели, консолидировать предложения бизнеса будет РСПП.
Законопроект
"Интерфакс" позже в понедельник ознакомился с одним из документов, разработанных для введения разового сбора - законопроектом "О налоге на сверхприбыль прошлых лет" (помимо него отдельным законопроектом будут вноситься поправки в Налоговый кодекс). В тексте отмечается, что данный налог является налогом чрезвычайного характера.
В законопроекте более точно описываются ранее озвученные группы налогоплательщиков, в отношении которых новый налог применяться не будет. Помимо нефтяных, нефтеперерабатывающих, угольных компаний, производителей СПГ, предприятий малого и среднего бизнеса, налог не будет взиматься с компаний, созданных после 1 января 2021 года (в том числе, иностранных, начавших осуществлять деятельность в России после этой даты), за исключением созданных путем реорганизации, а также компаний в составе КГН, куда также входят угольные, нефтяные или нефтеперерабатывающие компании.
В целом к плательщикам налога отнесены российские компании, а также иностранные, которые ведут деятельность в России через представительство, при этом иностранные организации, признанные налоговыми резидентами России, приравниваются к российским. Компании, которые в 2022 году были ответственными участниками консолидированной группы налогоплательщиков (то есть исчисляли и уплачивали налог на прибыль) будут уплачивать и единоразовый налог за участников группы.
Налоговой базой для windfall tax будет превышение средней арифметической величины прибыли за 2021 год и за 2022 год над прибылью за 2018 и за 2019 годы. Прибыль будет исчисляться как сумма налоговых баз по налогу на прибыль организаций с учетом переноса убытков предыдущих периодов и без учета доходов от дивидендов. Также для компаний, участвующих в соглашениях о защите и поощрении капиталовложений, при определении прибыли не будет учитываться налоговая база от осуществления деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта по этому соглашению.
Налоговая база принимается равной нулю, если величина прибыли за 2021 год и прибыли за 2022 год оказалась менее или равна величине прибыли за 2018 и прибыли за 2019 годы, а также если она оказалась равной или меньше 1 млрд рублей (это положение не будет применяться для участников КГН).
Ставка устанавливается на уровне 10%, но предусматривается возможность уменьшить налог на размер вычета, который определяется как умноженная на коэффициент 2 сумма безвозмездно перечисленных в федеральный бюджет денежных средств за период с 1 октября по 30 ноября 2023 года. Размер вычета не может превышать сумму налога, исчисленного по ставке 10%.
Законопроект вступит в силу с 1 января 2024 года, расчеты по налогу (которые для воспользовавшихся механизмом ранней уплаты компаний, как следует из законопроекта, будут уже "бумажными") назначены на январь.
С кого сколько
Аналитики "Тинькофф инвестиций" подсчитали, что топ-10 публичных налогоплательщиков в сумме отдадут бюджету порядка 113 млрд руб. В числе этих эмитентов - Сбербанк (20,4 млрд руб.), "Норникель" (18,3 млрд), НЛМК (15 млрд), "ФосАгро" (12,1 млрд), "Русал" (10,4 млрд), "Северсталь" (9,5 млрд), ММК (9,2 млрд), ВТБ (6,8 млрд), "Полюс" (6,3 млрд), ПИК (5,3 млрд). Подсчеты делались как на основе уже опубликованных, так и прогнозных цифр отчетности за 2022 г.
Что касается относительных показателей (доля ожидаемого налога от прибыли за 2022 г), то среди самых чувствительных к windfall tax имен "Тинькофф инвестиции" называют "Русагро", ММК, НЛМК, "Русал", TCS Group, Сбербанк, "Северсталь", ПИК, "ФосАгро" и "Русгидро". Наименее чувствительны Globaltrans, АЛРОСА, "Яндекс", "Интер РАО", "Мосбиржа", "Ростелеком", "Норникель", X5 Retail, МКБ и Fix Price.