Валерий Морозов
https://valerymorozov.com/news/3234
Чтобы ответить на эти вопросы, надо обратить внимание на несколько важных аспектов «украинской проблемы», а также процессов, которые протекают сейчас, коренным образом меняя расклад сил в мире и формируя новую архитектуру международных отношений.
Итак,
Судьба «бесхозных территорий»
Это может показаться для многих удивительным, но вокруг Украины нагнетается напряженность и идет информационная война не столько за саму Украину, сколько за Европу, прежде всего Западную Европу. Именно та Европа, которая колонизировала, владела и управляла большей частью мира, лидировала в науке и экономическом развитии, учила и вела человечество на протяжении нескольких веков, стала объектом политики и борьбы современных сверхдержав, которые делят мир на зоны влияния. И среди этих держав три бывшие европейские колонии и бывшая империя, которая была исторически политическим конкурентом Европы.
На днях Лавров назвал Украину «бесхозной территорией», подразумевая, что такие государства как Украина, «бесхозными» быть не могут. Они создают только проблемы. Им нужен ответственный «хозяин», каким когда-то для Украины была царская Российская империя, а затем Советский Союз. Кстати, «хозяином» в Кремле со времен Сталина называют того, кто возглавляет Россию и правит в Кремле, поэтому слова Лаврова имеют особый смысл.
Однако, гораздо важнее то, что в Москве и Пекине начинают приходить к пониманию, что Европа тоже становится «бесхозной». При этом, Белый дом также допускает такую мысль и в ходе новой «Большой игры» между Вашингтоном, Москвой и Пекином, которую инициировал сам Байден, пытается сделать все, чтобы Европа осталась под американским контролем, не стала «бесхозной», чтобы Китай и Россия не смогли подмять Европу под себя.
Что же происходит?
В последние несколько лет ускорились процессы, которые ведут к тому, что, во-первых, влияние США в Европе станет второстепенным, а во-вторых, Европа поменяет своего «куратора» или «доминатора», выйдя из зоны подконтрольной США, и войдя в зону, которую пытаются взять под свой контроль Китай и Россия.
Сейчас это может показаться странной выдумкой, но новая реальность уже наступает, и об этом говорят факты.
Начнем с Китая.
Китай не только обошел США и ЕС по размеру ВВП, но и стал главным торговым партнером ведущих стран Европы, например, Германии, торговый оборот которой с Китаем в 2021 году превысил 250 миллиардов евро. Автомобильные концерны Германии реализуют в Китае наибольшую часть своих автомобилей, для немецких производителей современной техники и оборудования китайский рынок стал главным, несколько лет назад оттеснив другие рынки, в том числе США.
Китай стал главным инвестором в Германию и другие главные страны Европы, инвестируя больше половины всех инвестиций в европейскую экономику, скупая акции банков, в том числе «Дойче банка», а также самых передовых предприятий в области робототехники, ИИ, станкостроения, энергетики, автомобильной промышленности, биомедицины и других отраслей «четвертой технологической революции».
США пытались заблокировать поглощение Китаем передовых отраслей европейской, в том числе немецкой экономики, и иногда это получалось, например, с блокировкой расширения присутствия на европейском рынке китайского концерны «Huawei» или с попытками китайских компаний провести поглощение немецких производителей полупроводников, но рост влияния Китая остановить не удалось. Если китайские концерны не могут получить контрольный пакет акций в немецких или других европейских компаниях, они покупают миноритарные пакеты, а затем, получив доступ к технологиям, копируют и используют их, для создания производств в Китае.
Приход к власти в Германии нового правительства в главе с Олафом Шольцем, который с молодых лет, занимая важные посты в молодежных социалистических организациях, имел особые связи с китайскими молодежными коммунистическими организациями, открыл для Пекина новые возможности. В период с 2011 по 2018 годы, когда Олаф Шольц был бургомистром Гамбурга, этот город, как отдельная федеральная земля Германии, стал главным опорным центром Китая, базой для развития китайско-германских связей и сотрудничества. Теперь Китай получил прямой доступ к центру власти в Берлине
Процессы поглощения и доминирования проходят не только в Германии, основном технологическом центре Европы, но и в других странах и частях Европы. По пути Германии идет Франция, а также страны Центральной, Восточной и Южной Европы, в том числе Италия. Китайское проникновение и поглощение нарастает в рамках проектов «16+1», «Один пояс – один путь», а также «Морской шелковый путь». Используя свое финансовое могущество, Китай взял под контроль главные порты Италии, Греции и других европейских государств.
Теперь перейдем в России.
Если ситуация с Китаем и его интересами в Европе постепенно становится понятной для европейцев, то возможности России, ее место и роль в мире до сих пор для европейцев скрыты и непонятны, поэтому Путин особенно раздражает европейские, в том числе британские, политические элиты.
Ну, казалось бы, куда лезет Россия, которая в списке государств по номиналу ВВП, по подсчетам МВФ или Всемирного банка, занимает 10-11 место, а по паритету покупательной способности ВВП лишь 6 место, уступая той же Германии? Конечно, веры у многих разумных людей в эти подсчеты давно не стало, но все-таки…
Как считали и считают многие, в том числе президент Обама и британские премьер-министры, в том числе Тереза Мэй и Борис Джонсон, а также некоторые другие президенты, премьер-министры и их советники, а также всякие «советологи», Россия – это всего лишь бензоколонка и газоколонка с ракетами, непонятно откуда взявшимися.
Смущает только один вопрос: почему и каким образом Россия при Путине нарастила такую политическую и военную силу? Имея военный бюджет, в полтора раза уступающий совокупному бюджету Франции и Великобритании, Россия превосходит в области обороны все страны НАТО, без учета армии США, примерно так же, как превосходит по территории какую-нибудь Португалию, и даже больше. Как это получилось?
Ответить на все эти вопросы можно, — проще и понятнее, — если рассмотреть ситуацию в другой сфере, которая также приобрела сейчас стратегическое значение, причем значение это растет и начинает превышать значение оборонного комплекса как фактора, определяющего влияние государства в современном мире.
И это энергетика.
Но не в том смысле, в котором понимали и понимают энергетику Обама, Мэй, Джонсон и другие. Это не просто энергетика и не просто обладание запасами энергоносителей, а – и это самое главное –
способность обеспечить экономику и социальную сферу энергией и сырьем по минимальным ценам, которые обеспечивают преимущество государства перед другими странами, прежде всего политическими и экономическими конкурентами.
В последние годы произошли события, которые коренным образом изменили энергетический рынок. Себестоимость добычи природных ресурсов, их транспортировки и переработки, в том числе энергоносителей, а также производства энергии практически не изменилась или изменилась незначительно. А вот их цена на рынках во многих странах и регионах мира возросла многократно.
Таким образом, если раньше себестоимость энергоносителей рассматривалась прежде всего с точки зрения получения прибыли добывающими компаниями и производителями, которые стремились не только снизить себестоимость, но и продать энергоносители или произведенную энергию на рынке по наиболее высокой цене (капитализм есть капитализм), то теперь стратегическое преимущество получили страны, которые могут обеспечить свою экономику и социальную сферу дешевой энергией.
Дешевая энергия и возможность контроля над ценами стали основой и главными факторами, формирующими могущество экономики, и повышения уровня жизни населения.
Чем ниже цена энергии, тем большее преимущество получает общество и экономика в целом. Однако, значительную роль во всем этом играет политический фактор.
Десять лет назад, когда я приехал жить в Великобританию, разница в ценах для потребителей, например, электричества и газа в России и Европе была, по сегодняшним меркам, «незначительной». От двух до пяти раз. В Великобритании цена была в три раза выше цен в России, а наибольший разрыв был с Германией – 5 раз.
Санкции против России тогда были слабыми, западные компании поставляли практически всю техническую продукцию, значительную часть продовольствия и ширпотреба, закладывая высокие прибыли, которые оставались на Западе и шли на развитие европейской экономики и развитие социальной сферы. Это нивелировало, сводило на нет преимущество России в энергетической сфере.
В 2016 году цены на электричество в промышленно развитых странах Европы превышали цены в России уже от 3 до 7 раз. В Великобритании цены на энергию превышали российские уже в 5 раз, а в Германии в 7 раз. В тот же период на Россию навалили санкций, которые, с одной стороны, заставили Россию развивать собственную промышленность и сельское хозяйство, а с другой стороны, резко сократили отток капиталов из России в Европу. Значительная часть прибыли энергетических концернов России, которая раньше перетекала европейским экспортерам, стала оставаться в стране, позволяя Кремлю развивать военно-промышленный комплекс и гражданские сектора экономики.
К середине 2021 года цена на электричество в Великобритании превысила российскую цену в 6 раз, а в Германии в 8 раз. В конце 2021 года цены в Европе рванули вверх, и разрыв между ценами в России в и в странах Европы достиг от 10 до 20 раз.
В январе 2022 года полет цен на электричество и газ еще более ускорился, включился ценовой форсаж. Во сколько раз цены на электричество и газ в Европе сейчас превышают цены в России? В 30 раз? 35 раз? И что будет через пару месяцев? Или через полгода? А через год? Например, я уже получил уведомление от компании поставщика электричества и газа в мой дом под Лондоном, что цены в апреле вырастут по сравнением с январем на 75%!
В результате этого полета цен, потребление газа и электричества в Европе начало падать «стремительным домкратом». Только в третьем квартале 2021 года, то есть за три месяца, по официальным данным Еврокомиссии, потребление газа в ЕС сократилось на 10%, а электроэнергии на 22%. Это означает, что европейская экономика вошла в стадию падения, экономии ресурсов, блокировки развития…
Ударило ли это падение по России? Нет. Наоборот. В конце 2021 года Россия увеличила экспорт в Китай на 30%, а рост цен на газ позволил Газпрому окупить расходы на строительство «Северного потока2» дважды до начала его эксплуатации…
В тот же период, в третьем квартале 2021 года, на спотовом рынке ЕС цены на газ выросли в 6 раз по сравнению с тем же периодом 2020 года, а на потребительском рынке цены выросли на 50 -100%. При этом, большинство компаний поставщиков газа и электроэнергии вынуждены были, даже по этим ценам, работать с огромными убытками. Те, кто не выдерживал, не мог получить госпомощь или эта госпомощь была недостаточной, разорились. И число этих банкротов превысило число выживших…
На закупку газа ЕС потратил в третьем квартале 2021 года, по которому представлены сейчас последние статистические данные, 40 миллиардов евро вместо 7 миллиардов евро за тот же период 2020 года, то есть произошел рост расходов на 462%. И эти деньги перетекли из других отраслей экономики, запустив повсеместный рост цен, финансовую и структурную инфляцию.
ЕС и Великобритания наделали в последние двадцать лет все возможные ошибки, которые только можно было придумать, чтобы загнать себя в клетку экономической неэффективности и политического маразма. Зеленые идеи, конечно, красивые, и зеленые технологии надо развивать, их время наступает, но и время ядерной энергии, газа, нефти и угля, а также гидроэнергетики еще не ушло. Вместо повышения качества, эффективности и уровня очистки энергетических производств, которые используют традиционные виды энергоресурсов, Европа пошла по пути их уничтожения.
И все эти годы против России вводились новые санкции, сокращались поставки товаров и оборудования, до введения санкций снимавших прибыли российских энергетических концернов и обеспечивавших переток этих прибылей из России в Европу. Все эти годы в России под давлением санкций развивалось импортозамещение, производилось все больше товаров и оборудования. Экономика получала преимущество за счет относительно низких, по сравнению с той же Европой, цен на энергию или сырье. А это позволяло поддерживать низкие цены в среднем по стране и по всем отраслям экономики.
Конечно, все в мире относительно. И цены в России, низкие относительно цен в Европе, превышают в десятки раз цены, которые помнят те, кто жил во времена Советского Союза. Население России желало бы дальнейшего снижения цен и требует от Кремля обуздать жадность управленцев и акционеров энергетических корпораций. И Кремль вынужден будет пойти на это, когда поймет в полном объеме те преимущества, которые ему дает нынешняя ситуация.
Для иллюстрации относительности цен в энергетическом секторе разных стран, можно привести в качестве примера недавние события в Казахстане, где 2 января 2022 года произошел мятеж населения, который был вызван ростом цены на сжиженный газ для автомобилей в два раза. Через день после начала мятежа правительство Казахстана отменило повышение цены и вернула цену на газ на домятежный уровень.
Так вот, уровень жизни населения в Казахстане значительно выше, чем уровень жизни населения в Украине. Цена на газ в Казахстане в два раза ниже цены в России и примерно в 8-10 раз ниже цены на газ в Украине, в 30 раз и более ниже цены в Великобритании и от до 35 -40 раз ниже уровня цен в таких странах, как Германия, Италия, Нидерланды, Швеция… Вот вам и теория относительности Эйнштейна на практике…
Так с какими целями и за что ведут информационную войну США, Великобритания, НАТО и ЕС в Украине и вокруг нее? Что же стоит на кону на карточном столе, где идет новая «Большая игра»?
Продолжение следует