В российских регионах QR-коды, направленные на борьбу с коронавируом, уже стали реальностью. Для посещения общественных мест российский аналог «санитарного пропуска» ЕС нужен от Москвы до Владивостока. В ближайшее время коды, вероятно, введут и на федеральном уровне — а уже в феврале люди без прививки не смогут вести нормальную жизнь даже при наличии отрицательного ПЦР-теста на ковид. Инициатива российских властей напоминает европейские «санпаспорта» — однако ограничения в России оказались строже, чем во многих странах Евросоюза, а обойти их сложнее.
Законопроекты, которые предусматривают практически повсеместное использование QR-кодов в России, правительство внесло в Государственную Думу в пятницу. Однако сомнений, что это произойдет в ближайшее время, нет — учитывая, как быстро слухи о введении «санитарных пропусков» в России стали реальностью.
Партия «Единая Россия», занимающая большинство мест в Государственной Думе, ожидаемо объявила, что поддержит законопроекты. В КПРФ и «Справедливой России — За Правду» посчитали, что введение QR-кодов может «ущемить конституционные права граждан», и предложили альтернативные меры — к примеру, бесплатное экспресс-тестирование в аэропортах и на вокзалах и «разъяснительную работу». Но поддержка «Единой России» позволит властям ввести QR-коды, даже если эти партии проголосуют против инициативы.
«Хотели, как в Париже?»
Во Франции, как и во многих других странах Европы, аналогичные QR-коды действуют с лета. Власти страны некоторое время откладывали введение системы пропусков, считая, что они могут стать слишком непопулярной мерой и излишне ограничить свободу граждан.
В начале июля, когда заболеваемость коронавирусом вновь начала расти на фоне сезона отпусков, Эмманюэль Макрон объявил об обязательной вакцинации медиков и введении QR-кодов в большинстве общественных мест. Санпропуска стали во Франции обязательными для посещения мест культуры, досуга и отдыха (музеев, театров, кино, концертов, библиотек, выставок, салонов, спортзалов и т.д.), заведений общественного питания, массовых мероприятий на открытом воздухе, а также на транспорте дальнего следования (в самолетах и поездах).
Эффект от заявления президента был почти мгновенным — за сутки, последовавшие после выступления, на вакцинацию записались около миллиона человек. Сейчас, согласно официальным данным, полную вакцинацию во Франции прошли более 50 миллионов человек (почти 75% всего населения).
«Санитарные пропуска» ввели во многих странах Европы — от Португалии до Германии и Австрии. Эксперты уверены, что именно эта мера позволила ускорить вакцинацию и избежать новых строгих ограничительных мер — хотя в Австрии на фоне роста заболеваемости планируют ввести «локдаун» для непривитых. Заболеваемость коронавирусом в ноябре начала расти по всей Европе — при этом системы здравоохранения западных стран, которые с трудом справлялись с нагрузкой во время предыдущих всплесков заболеваемости, теперь работают в обычном режиме. Вакцинированные болеют легче, чем непривитые люди, а шанс летального исхода для них, по оценкам ученых, в 11 раз ниже.
Одинаково система QR-кодов в Европе действует только для авиаперевозок и перемещения между странами ЕС. Еврокомиссии удалось договориться о единой модели пропусков, которые позволяют не делать ПЦР-тесты для путешествий. В остальном применение QR-кодов внутри ЕС отличается: к примеру, в Португалии от них отказались вовсе, а в Италии он необходим почти во всех общественных местах.
Во Франции правила применения «санитарного пропуска» — одни из самых жестких в Европе. Но от российских они отличаются.
Главное различие «санитарных пропусков» во Франции и в России — в том, как именно они проверяются. Контроль и там, и там возложен на сотрудников кафе, ресторанов, музеев и других заведений. Однако во Франции паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, может потребовать только полиция — рядовые «проверяющие» не имеют право потребовать его у вас.
Французская система проверки QR-кодов привела к тому, что некоторые жители страны используют чужие «санитарные пропуска». Один из нарушителей даже предъявил код президента Эмманюэля Макрона, который оказался в открытом доступе. Впрочем, после его заблокировали — хотя лазейку, которая позволяет обойти систему, так и оставили.
Наказание за использование чужого QR-кода достаточно мягкое — в случае быстрой оплаты штраф составляет 135 евро (1500 при рецидиве в течение двух недель). Полиция санитарные пропуска проверяет крайне редко — корреспонденту RFI в Париже рассказали, что чаще всего сотрудники правоохранительных органов заходят в кафе около Национального собрания.
В России покупка сертификата о вакцинации грозит уголовным делом. Привлечь могут по статье о подделке официальных документов: продавцам грозит до двух лет лишения свободы, покупателям — до года. В ноябре СМИ сообщили, что в даркнете на продажу попали данные 500 тысяч россиян, которые якобы купили ложные справки о вакцинации. Однако издание Baza написало, что не нашла доказательств существования такой базы — и речь, вероятно, идет о «контролируемом вбросе».
Получить французский QR-код по-прежнему можно как после вакцинации, так и отрицательного теста на коронавирус. Тестирование для тех, у кого нет симптомов COVID-19, во Франции с октября месяца больше не возмещается обязательной медицинской страховкой. Сдать антигенный экспресс-тест на коронавирус можно в аптеке за 25 евро. ПЦР-тесты в России бесплатными для всех не были никогда — в лаборатории их стоимость начинается примерно от 2000 рублей (также около 25 евро).
Обязательным санитарный пропуск во Франции не стал в школах и университетах. В России применение QR-кодов оставили на усмотрение высших учебных заведений — в Москве и Московской области ректоры уже договорились провести «эксперимент» и пускать на очные занятия только студентов с иммунитетом или отрицательным тестом. Остальные смогут продолжить обучение в «смешанном формате», заверили в Минобрнауки.
На практике обучение без QR-кода в России продолжать сложно — как пишут СМИ, в Екатеринбурге студентов одного из ВУЗов уже отстранили от занятий. Региональное издание Kostroma.today сообщает, что учащимся техникумов без прививки не выдают дипломы.
Для передвижения по Франции на поездах дальнего следования и самолетах также требуется QR-код, хотя проверяется он не всегда. Для покупки билета онлайн доказывать свою вакцинацию не нужно. Не требуется он и в пригородных поездах TER — на которых с пересадками возможно путешествовать на большие расстояния.
В России, как говорится в законопроекте, в транспорте после определенной даты будут принимать только сертификат о вакцинации, перенесенной болезни или противопоказаниях. Когда именно вступит в силу соответствующая норма, решит правительство. После этого люди, не получившие вакцину, не смогут передвигаться по стране на общественном транспорте.
ЕС — без «Спутника», Россия — без Pfizer
Европа по-прежнему не пускает российских туристов — хотя некоторые страны ЕС и делают исключения для путешественников из России. Но вакцину Sputnik V, как и другие российские препараты, по-прежнему не признают. Европейские регулятор продолжает проверку информации об испытаниях и производстве российской вакцины, а данные, полученные из Москвы, не вызывают доверия у Брюсселя. Инспекции, о которых просят в Европе, регулярно переносятся, заявляют в Евросоюзе. Россия же обвиняет Европу в «политизации» вопроса признания «Спутника V».
Пока ЕС и Россия взаимно не признали вакцины, применяемые на их территориях, иностранцам в Москве придется сдавать тесты. То же самое делают россияне, оказавшиеся в Европе и не привитые европейской вакциной.
Или новая сегрегация?
Альтернативная точка зрения.
Эль Мюрид
Директор Национально-исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи Александр Гинцбург заявил, что полностью поддерживает идею о лишении дипломов врачей, которые отговаривают пациентов от вакцинации. Слова Гинцбурга приводит «РИА Новости». Таким образом глава Центра им. Гамалеи прокомментировал слова сенатора, кандидата медицинских наук Александра Башкина. Тот ранее предложил пожизненно лишать дипломов медиков, которые отговаривают людей от вакцинации против коронавируса. «Полностью поддерживаю эти предложения. Полностью», — сказал Гинцбург «РИА Новости».
Было бы странно обратное. Люди варят жидкость и вкалывают ее мегадозами, а тут какие-то непонятные с дипломами мешают бизнесу. Вы кто такие вообще? Диплом на стол и свободен.
Запрет на профессию — верный признак того, что ни о какой научной дискуссии здесь речи нет и быть не может. Как говорил Жванецкий: «...О чем может спорить человек, который не поменял паспорт? Какие взгляды на архитектуру может высказать мужчина без прописки?..» Демагогия, которая выглядит смешно в изложении сатирика, становится смертельно опасной, когда речь идет о жизнях людей. Затыкая рот оппонентам угрозой уголовного преследования (это уже министр Мурашко) и угрозами лишения профессиональных документов, режим и его подельники вроде Гинцбурга тем самым принимают на себя ответственность за каждого убитого их решениями. И в таком случае лозунг «Я солдат, я выполнял приказ» не может работать — они хорошо понимают, что совершают преступление. Затыкание рта оппонентам — это отказ от поиска истины. А значит, когда их поставят перед трибуналом, им нельзя будет сказать, что они чего-то недополняли, где-то не знали и немножечко ошиблись. В данном случае речь идет о сознательном умысле и никак иначе.
Достаточно показательный опрос, проводимый и сейчас РИА «Новый день». Точнее, результаты этого опроса, особенно учитывая, что в нем приняло участие около полумиллиона человек.
Конечно, опросы в интернете — это немного другая история, чем если проводить их строго по научной методике, но каждый поет, как умеет. РИА «Новый день» - вот так.
В любом случае более 90 процентов категорически несогласных с идеей QR-кодов — это шоковое количество. Если перед режимом стоит задача лоялизировать большую часть населения, хоть и террором, чтобы противников проекта внедрения «новой нормальности» в России маргинализовать с последующей изоляцией в полярных городах Шойгу, похоронив часть по дороге согласно новому ГОСТу о массовых захоронениях, то решить эту задачу с 90 процентами населения кремлевские явно не в состоянии. Хорошо, не 90. Пусть 80 или даже 70 (вряд ли меньше) — все равно не смогут. Слишком многих придется убить. Гитлеровский рейх такую задачу не потянул, хотя там ребята были помастеровитее лиговских гангстеров.
А кремлевским бандитам деваться уже особо и некуда. Либо заканчивать проект и возвращать всё «взад» (даже не представляю, как именно у них это получится) — и заведомо получить скандал с хозяевами, которые им диктуют сегодняшние решения, либо идти напролом, вводить режим ЧС и военный режим — но потянут ли они такую задачу, вопрос риторический. Конечно, нет.
Решений у них нет. Ни хороших, ни плохих, так как катастрофическими являются все. Даже ничего не делать — это тоже решение. И тоже катастрофическое.